Так получилось, что за все время своей более ли менее серьёзной занятости я работал с "иностранными" клиентами и партнерами. Сначала я около двух лет - маркетологом в Российской софтверной компании, ориентированной на Американских и Европейских пользователей. Поэтому все материалы и переговоры готовились и велись на английском. Подход, этика и методы бизнеса были тоже ближе всего к западным.
Теперь тружусь торговым представителем в России и СНГ в американо-европейской компании. Веду дела от имени этой компании и «по ее законам», но с Российскими партнерами и клиентами. У меня также есть возможность сравнивать методы и политики этой компании в Европе и в России.
Так вот, столкновение лицом к лицу с Российским бизнесом уже успело меня удивить и во многом огорчить. Представляю Вашему вниманию мой небольшой обзор Российского бизнеса. Что же отличает его от западного?
1.Секретность
У меня сложилось впечатление, что большинство Российских компаний являются секретными стратегическими предприятиями и до сих контролируется КГБ и Сталиным лично. Некоторые невероятно скрытны! И здесь я говорю не только о коммерческой информации или деловых связях.
Порой складывается впечатления, что чем больше ты держишь в секрете, тем успешнее будет бизнес. Наши партнеры, с которыми мы по идее должны эффективно, взаимовыгодно и открыто сотрудничать как будто являются нашими прямыми конкурентами или даже заклятыми врагами. Они элементарно не хотят сообщать нам о планах, касающихся непосредственно НАШЕЙ продукции.
Причем, я обычно хочу узнать это не просто из праздного интереса, а с желанием чем-то помочь или что-то посоветовать. Но нет, они почему-то считают, что всё знают и сделают лучше сами. И быть в курсе, что происходит с НАШЕЙ продукцией, нам вовсе не обязательно.
Западные компании в этом плане гораздо более открыты, охотно делятся данными, даже в конкретных цифрах, планами и связями. Они готовы предоставить тебе любую информацию, если видят, что ты хочешь им помочь и можешь быть как-то полезен.
Мне почему-то вспомнилось здесь позорное поведение России в ситуации с подводной лодкой "Курск". Множество стран, имеющих более совершенные технологии, предлагали нам помощь. Россия же была уверена, что справится сама. Результат Вам известен. Я считаю, что когда речь идет о жизни людей, надо использовать все возможности и методы, доступные для их спасения. И гордости тут не место.
2. Лень и безынициативность
Большинство русских менеджеров не хотят АБСОЛЮТНО ничего делать, и при этом любыми способами получать бабки. Обычно все происходит только на уровне мечтаний, пустых разговоров и обещаний, но ничего реально не предпринимается. Российский менеджер лучше будет довольствовать уже полученными когда-то результатами, если деньги хоть чуть-чуть капают, и на жизнь хватает. Если существует реальная возможность получить больше, но при этом требуются дополнительные, незапланированные усилия, то он никогда не оторвется от "косынки".
Об этом здорово написал в одном из своих последних ЖЖ постов Тема Лебедев. Рад бы процитировать, но как Вы может быть знаете (об этом сейчас говорит половина Рунета), его ЖЖ забанил СУП из-за размещения обнаженной груди несовершеннолетней (как потом оказалось) ЖЖ-юзерши в моей любимой рубрике «субботние сиськи Артемия Лебедева»:) Кто еще не видел эти нашумевшие груди-виновницы, могу поделиться секретной (я же из России!!!) ссылкой на страничку кэша Яндекса. См. UPD. внизу!
Абсолютная безынициативность и низкая заинтересованность в сравнении с западными менеджерами. Мне думается, это может быть в основном из-за преобладания фиксированных зарплат. Если бы прибыль компании прямо влияла на доход менеджеров, может, было бы лучше. Деньги все-таки в России любят.
3. Понты
В принципе, здесь практически нечего комментировать. Только скажу, что они обычно дешевые и необоснованные. Без предоставления каких-либо доказательств (см. «секретность»). Обычные такие, на пустом месте. Каждая компания, которая продала пару лицензий какого-нибудь своего "альтернативного текстового редактора" уже строит из себя Мелкософт, а менеджер, один раз принявший решение о трате трех процентов месячного рекламного бюджета - уже по-любому второе лицо компании. Непонятная гордыня, важность, напыщенность порой сильно раздражают...
______
Ну про такие банальности, как недостаток вежливости, алчность, а также откаты и куча бумажной волокиты - я думаю и так понятно...
А что вы думаете об особенностях бизнеса в России?
______
UPD. Ай да Тёма, ай да молодец - вот его ответка на бан СУП'а - tema.livejournal.com/115320.html. Вот новая порция праздничных сисек ЖЖ юзерш - tema.livejournal.com/115601.html. Наслаждайтесь!
А пост Артемия про безделье в России, который я хотел процитировать гласит:
"Почему в России хуевые дороги? Почему офисы даже самых богатых русских компаний - полный румынский совок? Почему в России 99% ресторанов кормят невкусно? Почему русские книги так плохо оформлены и сверстаны?
Потому что люди думают "как бы нам сделать что-нибудь дельное", но продолжают втыкать в телек. "Как заработать миллион", "как стать успешным", "как поиметь всех телок" - бессмысленные задачи, у них нет решения. Это побочные эффекты от решения других задач. Например: "как сверстать полосу текста так, чтобы читатель погрузился в содержание книги уже через пять строк, а не к середине страницы". Вот это, блять, задача. Кто ее решает, у того миллион, успех и телки..." Читать далее...
Полностью поддерживаю. Да и по себе знаю:) Ужавение тебе, Артемий!
среда, 11 июня 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
7 комментариев:
у меня был опыт в иностранной компании и также вела много работы с иностранцами.даже пожить с ними удалось в одной из европейских стран. все, что вы описываете про российский бизнес, возможно и правда, но только , на мой взгляд это не есть характерные черты.
Основной чертой русского бизнеса я бы назвала "разговор по понятиям", или связи решают все. Бизнес более эмоционален и более персонален, ибо в большинстве компаний стандарты работы менее жесткие, чем у иностранцев. Безынициативность, леность и засекреченность встречается везде. все зависит от сознательности верховного товарища.
Катерина, спасибо за комментарий.
Видимо, сколько опытов и компаний, столько и мнений. Для меня именно эти три показались особо характерным, а большую эмоциональность и открытость я бы приписал скорее европейским компаниям. Но, конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные:)
Да. К сожалению это так. И еще есть одна несказанная черта. Российский бизнес нацелен на получение сиюминутной прибыли. Что-то похожее на "срубил бабло и отвалил". Не скажу что 100% - есть некоторое число классных компаний, в которых на первом месте - удовлетворение клиента, а не деньги.
К сожалению все происходит из нашей бывшей патологической бедности и Емельности (типа - по щучьему велению, по моему хотению).
По поводу "по понятиям" - так а что же мы хотим, если в наших государствах (бывшее СНГ) до сих пор актуальна пословица - "Был бы человек а статья найдется". Подумайте так же и о том, что за 1-2 поколения практически у всех из нас в семьях или среди родственников были сидельцы.
Грустно.
Алексей, как верно! Полностью с вами согласен. Пожалуй, забыл добавить жту черту.
"Лучше синица в руках, чем журавль в небе" - это так верно для Российского бизнеса. Ощущаю это при работе с нашими Российскими партнерами - получить что-то сейчас, делая по-минимуму, а что будет потом - черт с ним, даже если в будущем можно получать гораздо больше.
Вобще, эта черта тесно связана с ленью и безынициативностью, я думаю:)
С третьим пунктом соглашусь сразу же! А еще меня умиляют заказчики, объявляющие тендер на пустяковые работы с мизерным бюджетом - вот тут понтов более чем. И потом эти люди удивляются - мы ж тендер объявили6 а все работы - дерьмо. почему?
Чем больше ты держишь в секрете, тем успешнее будет бизнес.
Я один принцып российского бизнеса , срубить сразу и побольше.
Отправить комментарий